lundi 12 mars 2012

Классическое тангрианство

На берегах Орхона (в современной Монголии) на каменных стелах высечены слова древнетюркских каганов: «Подобный Тенгри и возведенный на трон волей Тенгри». Далеко на западе болгарский гид рассказывает туристам, посещающим развалины Шумена, древнего каменного города: «Это фундамент храма бога Тангра».На тюрко-монгольских языках имя Бога произносится как Тангри (Танры, Тангры, Тангара, Тенгри, Тангри, Тенгери, Тэнгэр, ...).
Классическое истолкование тангрианской религии было монотеистическим. Впрочем, догмы этой религии никогда не были строго фиксированы, она была очень толерантной, считалась совместимой со всеми великими религиями. Она была религией Аттилы и Чингисхана и достаточно хорошо сохранилась в Якутии, следы ее до сих пор можно найти в Турции, Средней Азии, Монголии и Южной Сибири.
Когда победа в борьбе за власть стала склоняться в сторону Чингис-хана, он заявил: «Это с помощью и при покровительстве Вечного Тенгери я победил кереитов и достиг такого высокого положения». Его внук Хулаги писал Святому Луи, королю Франции: «Тенгери выбрал нашего предка Чингис-хана ... своего сына.» Сохранились и другие письма монгольских ханов, свидетельствующие об их вере.
Вот, например, отрывок из письма, отправленного 11 ноября 1246 года Великим ханом Гуюком Папе римскому Иннокентию IV:
«Слова правителя, ставшего волей Вечного неба ханом великого народа ... Волей Бога, под нашей властью находятся все территории от Востока до Запада. Если бы на то не было бы воли Бога, как могло бы такое случиться? Теперь вы должны сказать от всего сердца: мы будем вашими подданными, мы вам дадим нашу силу. Ты, собственной персоной, во главе королей, все вместе и без исключения, должны прийти к нам, предложить свою службу и выразить почтение... А если вы не подчинитесь воле Бога, то станете нашими врагами.»
Рубрук цитирует письмо Великого хана Монка Святому Луи, написанное в 1254 году:
«Вот предписание вечного Бога. На небе есть только один Бог и на земле есть только один хозяин, Чингис Хан ... Когда волей Вечного неба весь мир, от самого востока, где восходит солнце, до самого запада, где оно заходит, будет объединен в радости и мире, тогда будет ясно, что нам предстоит сделать.»
Он был свидетелем интересного заявления Монка:
«Мы, монголы, верим, что существует только один Бог ... Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей.»
Эти документы показывают, что в эпоху Монгольской империи преобладала монотеистическая интерпретация тангризма. Причем эта религия служила тогда для обоснования идеи объединения всех народов «в радости и мире».
Членами правительства Чингисхана были: «уйгурские советники как Тата Тонга, мусульмане как Махмуд Ялвачи, китаец (из кидан) Йелю Чуцэ.»  (R. Grousset, L’Empire des steppes, p. 314).  Хубилай, наиболее известный из последующих ханов, хотел быть: «всемирным правителем (souverain universel), любимым всеми народами, объединенными под его властью»  (M.Rossabi, Kubilaп Khan, Perrin, 1991, p. 237). Известный католический миссионер XIV века Одорик де Порденон писал о монгольской администрации:
«Сам факт мирного сосуществования под единой властью такого количества народов и рас для меня кажется одним из великих чудес света.»   ( Grousset, L’Empire des steppes, p. 387).
Вдумаемся в содержание этих документов. Получается, что классический тангризм был основан на трех идеях:
Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу.»
Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».
Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: «На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин».
Только теперь человечество старается реализовать эти великие и удивительно современные идеи путем примирения мировых религий, развития толерантности и движения за мир, создания ООН и других международных правительственных организаций.
Эти три идеи можно толковать как кредо классического тангризма, то есть как официально зарегистрированную систему догматов вероучения. Напомним, что краеугольным камнем религиозной теории мусульман, ее основным кредо является формула: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Символ веры (Credo по-латински) христианской религии, сжато формулируемого «Верую в Отца, Сына и Святого Духа», начинается с утверждения: «Верую в единого Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого ... »
Известно, что монголы были продолжателями традиций степных народов, идущих от гуннской эпохи. Французский академик Рене Груссе в своем монографии Империя степей пишет:
«Гунн, тюрк или монгол, человек степи с большой головой, мощным туловищем, короткими ногами, не слезающий с седла ... совершенно не изменился в течении пятнадцати веков набегов на оседлые цивилизации» (Grousset, L’empire des steppes, Payot, 1965, p. 119).
Историк Жан-Поль Ру в своей фундаментальной монографии Религия тюрков и монгол пишет:
«Существует удивительный контраст между исторической значимостью алтайских народов и небольшим количеством исследований, посвященных их религии.» (Jean-Paul Roux, La religion des Turcs et des Mongols, Payot, 1984, p. 45).
Действительно, размеры тюрко-монгольских империй поражают. Некоторые считают, что они не могли быть эффективно управляемы. Но размеры Российской империи, еще не знавшей никакого нового по сравнению с монголами вида транспорта, тоже поразительны.
Племена Алтая основали менее, чем сто лет после смерти Аттилы, знаменитый Тюркский каганат, который занимал почти всю территорию Великой степи и простирался от Тихого океана до Черного моря ! Предки древних тюрков входили в первую гуннскую империю, основанную Модуном более 2200 лет назад. Тюркские правители на многих памятниках письменно засвидетельствовали, что они были тангрианцами. Они утверждали, что власть им дана самим Тангра (uze kek Тengri). То, что для легитимизации своей власти тюркские правители использовали веру в Тангра, показывает, что тангрианская религия в эти времена была традиционной и общепризнанной религией подвластных им народов и племен. Поэтому нет сомнения, что Аттила и его гунны также верили в Тангра.
Жан-Поль Ру резюмирует суть тангрианства следующим образом:
«Это была сильная идея тюрков и монгол, повторяемая в течении двух тычяч лет от древних гуннов (хуннов) до оттоманских турок: “Как на небе есть только один Бог, так и на земле должен быть только один правитель” ... Это будет стоить дорого. Целое поколение будет принесено в жертву. Но результат оправдает приложенные усилия, если не будет больше войн» (J.P. Roux, Histoire de l’Empire mongol, p. 242).
Вооруженные такими идеями степные всадники испытывали чувство превосходства над пешими, а именно:
Для степного воина из героического эпоса непрестижно ходить пешком, спешенный или упавший с коня воин считается практически обреченным. Он должен иметь и запасных коней, слово «однолошадник» имеет пренебрежительный оттенок. Уважающий себя богатырь должен ездить на семилетнем великолепном коне. Использование под седлом коня в раннем возрасте - свидетельство бедности его владельца, который не имеет возможности ждать, пока конь достигнет нужного возраста. Даже временно лишившись коня, мужчина роняят свое достоинство, например, когда ему приходится ехать на чужом коне вторым седоком при утрате своего коня. Нормальным для мужчины считается только езда на верховом коне - передвижение в повозке для него неприемлемо. Спешивание одного из всадников при встрече с другим символизирует признание превосходства по знатности, по возрасту или в каком-нибудь другом отношении. (Использованы отрывки из монографии Р.П.Липец, Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе, Наука, 1984).
В Римской империи и в средневековой Европе сословие всадников-рыцарей составляло костяк знати. Слова «chevalier» («рыцарь») означает просто «всадник». Воспроизведенные западными историками доспехи тюрко-монгольских воинов не уступают рыцарским.
Религию, зародившуюся более 2200 лет назад, просуществовавшую на огромных пространствах Евразии более 1500 лет, служившую идейной основой самых обширных в истории империй, трудно не называть великой. Жан-Поль Ру пишет, что тюрко-монгольские народы сыграли важную роль в политической истории Евразии и «надо полагать, что их религия по своему развитию соответствовала их деяниям» (Roux, Religion ... , p. 284).

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire