lundi 12 mars 2012

Роль религий в развитии науки

Распространено мнение, что религия всеми методами пыталась остановить развитие науки. В связи с этим приведу некоторые высказывания профессора Клода Аллегр (Claude Allegre) об отношении между наукой и религией:
«Описывая историю человечества как эпопею, развивавшуюся в соответствии с волей Бога, Библия обобщает подходы религий, интересующихся космосом (и вопросами, связанными с его происхождением), и религий, регламентировавших поведение человека в обществе. Она дает ответы на вопросы об окружающей среде и, в еще большей степени, о правилах, регулирующих поведение человека в обществе. Никакой другой религии не удавалось до этого осуществить такой синтез, по крайней мере, с такой точностью в тексте, эпические и литературные качества которого несомненны...
Библия побуждает человека учить историю окружающей среды и свою собственную... И все это в письменной форме, то есть постоянно: такова основная роль, которую сыграла Библия. » (Allеgre, Dieu face а la science, Fayard, p. 165).
Известно, что арабы спасли науки от исчезновения в Средние века:
« Китайцы наблюдали небо, греки и индусы делали то же самое. Находясь в контакте с ними всеми, арабы синтезировали все, что было известно, потом пошли еще дальше... Арабские мыслители сделали попытку оживить науки в греческом смысле этого термина, уважая при этом точку зрения религии: они хотели осуществить синтез между верой и наукой. » (Ibid, p. 176).
На Западе настоящее развитие науки началось после появления университетов:
« Появление университетов не является результатом решения какого-нибудь короля или архиепископа, они родились по частной инициативе нескольких священников, которые решили вместе размышлять, обсуждать, учить...  
Первый университет был создан в Париже в конце XII века. Потом появились университеты в Оксфорде, Болонье, Монпелье, Кэмбридже ...
Основными объектами изучения в этих университетах были Библия, священные тексты, и, в связи с этим, философия... Текст был основой, главной целью было знание. Запад имел «научную программу», инспирированную Библией: понять природу, чтобы приблизиться к Богу, и, одновременно с этим, учреждение для ее реализации: университет.» (Ibid, p. 173).
Этот  исторический опыт интересен, ибо сегодня официальная наука не занимается и не может заниматься, чаще всего по идеологическим и финансовым причинам, всеми вопросами, интересующими и волнующими людей, например, «паранормальными» явлениями или шаманскими способностями. Многие из таких, почти не затронутых научными исследованиями явлений, требуют для своего понимания участия многих людей, не обязательно специалистов, но пытливых умом и безукоризненно честных наблюдателей. Такие люди, движимые бескорыстным желанием понять загадочные явления, могут помочь человеческому разуму идти вперед, возродить или найти полезные методы в медицине и других областях. Научная культура не является уделом элиты, на самом деле она доступна всем желающим и интересующимся творчеством.
Иезуит и палеонтолог Тейар де Шарден (1881-1995), который был членом Французской академии наук, думал, что конфликт между Наукой и Религией должен быть решен путем их синтеза, ибо в Религии, «как и в Науке накапливается, исправляется и оформляется постепенно огромное количество результатов человеческой исследовательской деятельности».    

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire