lundi 12 mars 2012

Качество жизни и творчество

Каждая личность стремится улучшить качество своей жизни.  При этом каждый оценивает уровень своего благополучия по своему, люди вырабатывают свои моральные и интеллектуальные ценности в зависимости от своего образования и воспитания, влияния семьи, друзей и средств массовой информации.
Качество жизни оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить:
- духовное богатство человека;
- уровень материального благосостояния;
- качество окружающей среды;
- состояние здоровья;
- уровень безопасности и т.д.
Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д.
Преимущественное внимание к приумножению духовного богатства по сравнению с материальным не является идеализмом в век признания информации как ценного ресурса. На развитие человеческих ресурсов делают ставку все передовые страны.
Духовное богатство и информация не уменьшаются, если им поделиться с другими. Профессиональные знания и полезные навыки не исчезают, если их передать и привить интересующимся и нуждающимся. Позитивные убеждения и культура поведения легко передаются и способствуют улучшению таких важнейших компонентов качества жизни, как качество окружающей среды и уровень безопасности. Информация рассматривается в настоящее время как не менее ценный ресурс, чем энергия и сырье. Но результативная деятельность может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии своего потенциала.
Одним из видов творчества современного человека является выбор религии для выработки на его основе своего индивидуального верования. Какие аргументы можно сформулировать в пользу использования модернизированного тангризма в качестве такой матрицы?
Это прежде всего большая свобода для творчества и выражения своей индивидуальности. Об особенностях поклонения в эпоху классического тангризма известно не так много. То, что мы знаем, позволяет сделать вывод, что тангризм обладал чертами удобного для современного человека минимализма. Поэтому не имеет смысла задумываться над тем, каким был настоящий тангризм.
По той же причине мы не поддерживаем попыток симбиоза тангризма с индийскими и другими модными теперь восточными религиозными учениями. Человек не должен тратить много времени на выработку индивидуального верования, погружаясь в дебри запутанных учений. Он должен как можно быстрее освободить свой мозг и энергию для позитивной творческой деятельности, если на это способен. Желательно, чтобы он не усложнял жизнь себе и, особенно, другим сложными обрядами и странными для окружающих запретами.
Для народов Великой степи и их потомков приобщение к тангризму дает чувство возвращения к своим корням. Расцвет самобытной кульуры народов степей, апогей их военной и политической экспансии, всемирного признания  их роли и могущества связана с эпохой классического тангризма от Модуна и Аттилы до Чингис-хана и его внуков. Поэтому всю классическую культуры Великой степи с его великолепным искусством звериного стиля, великими эпическими произведениями, передовой для своего времени технологией и военным делом можно отождествить с традиционной тангрианской культурой.
Жители европейских стран увидят близость тангризма с естественной религией философов эпохи Просвящения. Но в отличии от искусственых построений типа религии Разума французской революции тангризм имеет реальные исторические традиции. Действительно, хотя в это трудно поверить современному европейцу, существовала религия, которая утверждала, что «к единому Богу ведут много путей» и что «как на Небе есть один Бог, так и на Земле должен быть один хозяин, чтобы прекратились войны между народами».
Для тех, кто глубоко интересуется вопросами существования и спасения души, возможности перехода после смерти в иные миры (например, в рай или ад) тангрианская религия в «матричном виде» недостаточна. К вопросу о существовании души и духов мы подходим как к научной проблеме и не спешим принять какую-то точку зрения в этом интересном вопросе.
В определенном смысле наука может добиться решения задачи обеспечения бессмертия души.
Клетки тела непрерывно возобновляются или трансформируются. Можно называть душой в узком смысле этого слова совокупность жизненных ценностей, знаний, компетенции и творческих возможностей личности. Знания личности сохраняются со все большим успехом после появления языка, изобретения письменности, книгопечатания. Появление и ускоренное развитие информатики дает большие возможности и неограниченные перспективы. Жизненные ценности также могут быть в значительной мере сформулированы, по крайней мере, для личностей с благородными и ясными жизненными ценностями, не стыдящимися ни своего мировозрения, ни своих жизненных целей. Скрытность в этом вопросе, так ярко видимая в интернете, где почти все выступают под масками, или лицемерие, являются факторами, которые снижают интерес к таким душам. Наибольший интерес для нас представляет творческая компонента личности. Как было бы прекрасно общаться с душами Леонадо да Винчи, Пушкина и других незлобных творческих гениев!
В Якутии существуют группы интеллектуалов, которые переосмысливают традиционное тангрианское учение о трех душах «кут». Их усилия часто наталкиваются на непонимание и рассматриваются со стороны православной церкви, как попытка возрождения язычества. Лично я ничего предосудительного в такой попытке не вижу. Те же идеи при монотеистической интерпретации тангризма воспринимались бы всеми более спокойно. В этом состоит главное преимущество монотеистического истолкования танграиской религии в сегодняшнем мире.
Я также рассматривал до недавнего времени учение Айыы с пантеоном богов как разновидность политеистического тангризма, окрашенную в чисто якутские тона. Однако, основной создатель этого учения Тэрис при личной беседе заявил нам, что он на самом деле является монотеистическим тангристом, ибо Юрюнг Айыы Тойон является первым и всемогущим богом, чьими созданиями, «помощниками или агентами» (Л.А.Афанасьевым-Тэрис, Доктрина Кулаковского, Изд-во ЯГУ, 2005, с. 18) являются все остальные божества (айыы) и духи (иччи). Большой заслугой Тэрис и его единомышленников является значительный вклад в возрождение религиозной атрибутики и церемоний якутского тангризма.
Обратим еше раз внимание на существование среди якутских айыы обожествленных могущественных правителей: Чингисхана, Одун-хана (первого гуннского императора Модуна), Билге-хана (которого я связываю с тюркским Бильге-ханом, правившим с 716 по 734 год). Имена некоторых других айыы, вероятно, также происходят от имен неизвестных нам исторических личностей. Всех этих айыы можно сравнивать с христианскими святыми и поэтому следовало бы рисовать портреты (иконы) тангрианских святых Чингиса, Одуна и Билге согласно существующим историческим источникам. Заметим, что у карлуков в X веке был храм, «на стенах которого изображены их прежние государи», а дунху почитали «покойных старейшин.
Другой путь состоит в принятии христианской или иной другой веры. При этом вполне можно оставаться тангрианцем. Для якутов дело облегчается тем, что при переводе любых священных текстов Бог отождествляется с Тангара. Оставаться тангрианцем для них означает продолжение следования ставших автоматическими у любого якута жестов: кормления огня, участие при случае в обрядах встречи Солнца, частые благословения и добрые пожелания. Короткая молитва, обычно мысленная, может быть христианской, мусульманской или буддийской ...
При этом тангрианец будет, как правило, более терпим к другим религиям, что соответствует общей тенденции развития религий. Тем более, что религиозные церемонии стали сегодня в основном средством придания большей торжественности и праздничности важным событиям жизни.
Фредерик Ленуар отмечает, что религия может способствовать улучшению некоторых компонентов качества жизни:
«Священники в своих проповедях почти перестали говорить о рае, аде, чистилище, теперь они говорят о пользе веры и радости для себя и для других, чтобы заслужить любовь Бога для счастливой земной жизни ... В протестантском мире эта старинная тенденция теперь усилилась и многочисленные евангелические и пантекотистские группы, рассеянные по всему миру, рассматривают материальный успех как гарантию и признак духовного прогресса ... Естественно, что это касается и здоровья.
Выздоровление воспринимается как признак спасения, протестане-пантекотисты и католики ставят это в центр своей религиозной жизни.»  (F. Lenoir,  Les métamorphoses de Dieu : La nouvelle spiritualité occidentale, Plon, 2003, p. 58).
Мы думаем, что будущее будет за теми религиозными системами, которые сумеют сохранить свое культурное наследие, но станут совместимы с научным мировоззрением, смогут максимально способствовать улучшению качества жизни человека.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire